Бесси Смит (July 1892 or 15.04.1894, Chattanooga, Tennessee, US - 26.09.1937 Clarksdale, Mississippi, US) одна из наиболее выдающихся певиц классического блюза.
В детстве Бесси Смит пела для уличной публики, затем присоединилась к бродячей шоу-труппе в качестве танцовщицы. В составе этой труппы работала знаменитая "Мама Блюза" Ма Рэйни (Ma Rainey), и очень скоро Смит тоже стала исполнять блюзы. К 1920 году Смит была уже ведущей артисткой труппы.
Несмотря на изменение музыкальной моды в городах Севера, таких как Нью-Йорк и Чикаго, Смит имела успех где бы она ни выступала, публике её представляли как Императрицу Блюза. Однако истинной её империей был Юг США, где она концертировала в системе театров ассоциации «Театр Оунерз Букинг» (Theatre Owners’ Booking), и где каждое её выступление сопровождалось аншлагом.
Хотя Бесси была не первой блюзовой певицей, записанной на пластинку, первые же её записи разошлись огромными тиражами, и спасли от надвигающегося банкротства не одну звукозаписывающую компанию.
Записи с Луи Армстронгом (Louis Armstrong) и Джо Смитом (Joe Smith) закрепили положение Бесси, как ведущей исполнительницы блюзов своего времени, но последовавшие вскоре изменения музыкальных вкусов сказались и на ней. К 1928 году её карьера в грамзаписи была фактически закончена, не в последнюю очередь благодаря проблемам, связанным с злоупотреблением спиртным и неразборчивостью в отношениях с мужчинами. Бесси понемногу стала уходить в тень. К этому периоду относится и единственное появление певицы на киноэкране вместе с Джеймсом П. Джонсоном (James P. Johnson) и музыкантами оркестра Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson) в фильме 1929 года St. Louis Blues. Тем не менее Бесси продолжала выступать пользуясь стабильным, но уже не столь громким, успехом.
В 1933 году Джон Хэммонд (John Hammond) организовал сеанс записи, (как оказалось, последний), в котором её партнёрами были Джек Тигарден (Jack Teagarden) и Коулмэн Хокинс (Coleman Hawkins). Следующий год Смит провела в очень успешном концертном турне, а в 1935 году с огромным успехом выступила в «Аполло Театр» (Apollo Theatre) в Нью-Йорке.
В частной жизни Бесси появился новый спутник - ценитель шоу-бизнеса, бутлегер Ричард Морган (Richard Morgan), дядя Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton). В союзе в Морганом Бесси наконец смогла восстановить свое душевное равновесие. Учитывая тогдашний рост интереса к истокам американской музыкальной культуры, а также планы съёмок нового фильма с её участием, можно сказать, что это был хороший момент для возобновления карьеры, но... 26 сентября 1937 года Бесси Смит погибла в автокатастрофе, когда вместе с Морганом направлялась по делам в Миссиссиппи.
Записи Смит можно отнести к различным жанрам, от водевильных номеров до медленных блюзов; первые в какой-то степени были отражением её собственного, не всегда добропорядочного, образа жизни, в то время как её блюзы неизменно полны глубокого чувства, усиленного её мощным контральто и величественной манерой исполнения. Все её записи заслуживают внимания, но особенно важны для понимания жанра блюза и огромного значения Бесси в его истории, записи с Луи Армстронгом и Джо Смитом. Однако даже в такой звёздной компании центром внимания все равно остаётся Бесси.
Она всегда лично управляла процессом записи, обычно отказываясь от услуг барабанщиков и настойчиво диктуя свой, чаще медленный темп - поэтому на некоторых записях, изначально заданный аккомпаниаторами темп, заметно замедляется после её вступления.
На своем последнем сеансе записи она пошла на некоторый компромисс, согласившись сотрудничать с музыкантами новой эры - "эры свинга", однако и с ними она работала так, как было нужно ей.
Влияние Бесси Смит не поддаётся измерению, так многие из её современников подражали ей. Почти все последующие блюзовые и отчасти джазовые вокалисты имеют стилистические связи с Императрицей Блюза.
Обстоятельства жизни и смерти Бесси Смит послужили основой для множества постановок и книг, закрепивших миф, обвиняющий в её смерти прежде всего расовое неравенство. В этих произведениях Бесси приписываются абсолютно несвойственные ей взгляды. К счастью, одна из книг, «Бесси» (Bessie) Криса Албертсона (Chris Albertson) содержит тщательно проверенную и хорошо написанную историю жизни, времени и творчества одной из величайших блюзовых исполнительниц. Автор М. Бирюков (Лит. Редактор Nesta)
Альбомы исполнителя на сайте:
Bessie Smith with Louis Armstrong - The Bessie Smith Story Vol. 1(1923, 1925) Bessie Smith - Empress Of The Blues (Charly Blues Masterworks Vol.31) (1993) Bessie Smith - 1929-1933 (The Chronological Classics, 977) (1997) Bessie Smith - The Essence Of Bessie Smith (2006)
|
|