Джаз-портал


     Если ваше сердце замирает от звуков саксофона и волнующих переливов фортепиано, если вы поклонник живой музыки или вам просто хочется отдохнуть и расслабиться, то джаз-музыка именно для вас!

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0-9
А В Г Д Е И К Л М Н О Р С Ю

Исполнителей: 2629 | Альбомов: 47858 | Видео: 947

Главная » Книги и статьи
 

Зарождение джаза


jazzing.jpg 18.17 Kb

Истоки джаза следует искать в смешении, или, как говорят, в синтезе европейской и африканской музыкальных культур. Как это ни странно, джаз начался с Христофора Колумба.

Разумеется, великий первооткрыватель не был первым исполнителем джазовой музыки. Но, открыв Америку для европейцев, Колумб положил начало взаимопроникновению европейской и африканской музыкальных традиций.

Вы спросите: а при чем здесь Африка? Дело в том, что, осваивая американский континент, европейцы стали привозить сюда чернокожих рабов, переправляя их через Атлантику с западного побережья Африки. В период с 1600 по 1700 годы количество рабов на американском континенте перевалило далеко за сотни тысяч.

music_afri.jpg 16.6 Kb

Европейцы даже не догадывались о том, что вместе с рабами, переправленными на американский континент, они привезли туда африканскую музыкальную культуру, которая отличается потрясающим вниманием к музыкальному ритму. На родине африканцев музыка являлась непременным компонентом различных обрядов. Ритм имел здесь колоссальное значение, являясь основой коллективного танца, коллективной молитвы, иными словами, коллективного обряда.

jazz_afri_born.jpg 16.5 Kb

Характерными чертами африканской народной музыки являются полиритмия, ритмическое многоголосие и перекрестная ритмика. Мелодика и гармония здесь находятся практически в зачаточном состоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более свободна, в ней имеется большее пространство для импровизации. Итак, вместе с чернокожими рабами европейцы привезли на американский континент то, что стало ритмической основой джазовой музыки.

А какова же роль европейской музыкальной культуры в формировании джаза? Европа привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.

abstract1.jpg 26.4 Kb

Итак, родиной джаза стали Соединенные Штаты Америки. Историки джаза до сих пор спорят о том, где именно впервые стали исполнять джазовую музыку. На этот счет существуют два противоположных мнения. Одни полагают, что джаз появился на севере США, где уже в 18 веке английские и французские протестанты-миссионеры стали обращать негров в христианскую веру. Именно здесь возник совершенно особый музыкальный жанр «спиричуэлс» - это духовные песнопения, которые стали исполнять североамериканские негры. Песнопения отличались предельной эмоциональностью и во многом импровизационным характером. Из этих песнопений впоследствии и возник джаз.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что джаз появился на юге Соединенных Штатов, где подавляющее большинство европейцев были католиками. Они относились к африканцам и их культуре с особым презрением и пренебрежением, что сыграло положительную роль в сохранении самобытности африканского музыкального фольклора. Афроамериканская музыкальная культура темнокожих рабов отвергалась европейцами, что сохраняло ее аутентичность. На основе аутентичной африканской ритмики и сформировался джаз.

jazz_band_band.jpg 13.32 Kb

Директор Нью-Йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс – автор монографии «История джаза» (1956 г.) - показал, что дело обстоит гораздо сложнее. Он указал, что в основе джазовой музыки лежит взаимопроникновение западноафриканских ритмов, рабочих песен, религиозных песнопений американских негров, блюза, африканского фольклора прошлого, музыкальных композиций бродячих музыкантов и уличных духовых оркестров.

Вы спросите, при чем здесь духовые оркестры? После окончания Гражданской войны в США многие духовые оркестры были расформированы, а инструменты распроданы. На распродажах духовые инструменты можно было приобрести практически даром. На улицах появилось множество музыкантов, играющих на духовых инструментах. Именно с распродажами духовых инструментов связан тот факт, что в джаз-бэндах присутствует их традиционный набор: саксофон, труба, кларнет, тромбон, контрабас. Основу представляют, конечно же, ударные.

Центром джазовой музыки в США стал город Новый Орлеан. Его населяли очень свободомыслящие люди, не чуждые авантюризма. Кроме этого, город имеет выгодное географическое положение. Это благоприятные условия для синтеза музыкальных культур. Сформировался даже особый джазовый стиль, который носит название Новоорлеанского джаза.

26 февраля 1917 года здесь в студии «Victor» была записана первая грампластинка, на которой звучала джазовая музыка. Это был джазовый коллектив «Original Dixieland Jazz Band». Кстати, музыканты коллектива не были темнокожими. Это были белые американцы.

jassss.jpg 21.41 Kb
Original Dixieland Jazz Band

В последующие годы джаз превратился из маргинального музыкального направления в достаточно серьезное музыкальное течение, которое овладело умами и сердцами широкой публики на американском континенте. Распространение джаза началось после закрытия в Новом Орлеане развлекательного квартала Сторивилла. Но это не значит, что джаз был только новоорлеанским явлением.

Островками джазовой музыки были Сент-Луис, Канзас-Сити, Мемфис – родина регтайма, который оказал заметное влияние на формирование джаза. Интересно, что многие впоследствии выдающиеся джазовые музыканты и оркестры были обычными менестрелями, участвовавшими в специальных передвижных концертах: например, известный музыкант Джелли Ролл Мортон, оркестр Тома Брауна, «Креол Бэнд» Фредди Кеппарда.

Оркестры давали концерты на пароходах, которые совершали рейсы по Миссисипи. Это, безусловно, способствовало популяризации джазовой музыки. Из таких оркестров вышли блистательные джазмены Бикс Бейдербейк, Джесс Стейси. В джазовом оркестре играла на фортепиано будущая супруга Луи Армстронга Лил Хардин.

jazz_band.jpg 20.18 Kb

В 20-30-е годы прошлого века центром джаза стал город Чикаго, а затем и Нью-Йорк. Связано это с именами великих мастеров джаза Луи Армстронга, Эдди Кондона, Джимми Мак Партланда, Арта Ходеса, Барретта Димса и, конечно же, Бенни Гудмана, которые сделали очень многое для популяризации джазовой музыки.

Основой джаза в 30-40-е годы 20 века стали биг-бенды. Оркестры возглавляли Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Чик Уэбб, Бенни Гудман, Чарли Барнет, Джимми Лансфорд, Гленн Миллер, Вуди Герман, Стэн Кентон. Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе. С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция.

В настоящее время выдающимися джазовыми оркестрами являются Джазовый оркестр Линкольн-Центра, Джазовый оркестр Карнеги Холл, Чикагский джазовый ансамбль и многие другие.

При копировании статьи или отдельных ее частей - активная ссылка на jazz-jazz.ru обязательна.


 
 

Профиль
(20.11.09 - 13:49) - Кот Баюн:

Jazz, спасибо, замечательная статья,
и здорово то что бигбенды прошли как этап - я большой поклонник сакса но в соло и дуэт. Когда дует со всех сторон и отджиг похож на дикую оргию, таинство джазовой фабулы напрчь теряется, нет ИМХО, поправьте если не прав. А статья полезная!

 
 

Профиль
(20.11.09 - 14:21) - zorge:

"Дует" biggrin
БИГ-БЕНДЫ живы и никто их не отменял!!!
вообще дело вкуса конечно thinking

 
 

Профиль
(20.11.09 - 14:32) - Кот Баюн:

Поправлюсь: «сражения оркестров» весьма в сторону "африканской" составляющей! В биение сердца,
собственая аритмия ) болезнь и счастье ).
Не надо уходить далеко от этой линии и похожести на
аркестры цирковые, пардон )

 
 
Glam
Профиль
(20.11.09 - 17:03) - Glam:

Кот Баюн, биг-бэнд, ИМХО, это когда "дуют в одну дуду"! biggrin
когда "дует со всех сторон и отджиг похож на дикую оргию" это просто репетиция или настройка оркестра!
не мыслю жизни без больших оркестров! up wink

 
 

Профиль
(20.11.09 - 18:24) - Николай:

Касательно биг-бэндов всплыло воспоминание: в конце 70-х г.г. проходила Неделя джаза в Москве и в один из вечеров в ДК МИИТа концерт начался выступлением какого-то грузинского ансамля - вышли мужики в смокингах и бабочках, шикарные дамочки, что-то сыграли и спели вроде как джаз, но тоска смертная!!! Далее вышел бэнд г. Рыбинска под рук. покойного А.Шацкого - РАДУГА. Ребята в скромных т-синих костюмчиках типа какие ПТУшники тогда носили и начали наяривать стандарты биг-бэндовские. Трудно сказать, сколько было в зале настящих любителей джаза, но публика постепенно просыпалась, через неск. номеров проснулась окончательно, каждая вещь вызывала настоящую бурю восторга, зал ревел! А музыканты все больше и больше вдохновлялись, альт-саксофонист ( маленький, рыжий и кривоногий молод. человек) выдавал такие соло, что закачаешься!!!! Казалось, что публика зал разнесет!!! Время выступления закончилось, так организаторам пришлось силой музыкантов за кулисы выталкивать!!!!!!! Последни вывели со сцены альта!))) Думаю, у музыкантов это был, как говориться, поистине звездный час. А уж публику как ублажили!!!! Ни один из других советск. бэндов ( Лундстр., Кролла и пр.)такого впечатления никогда не оставляли. Купил через неск. лет их пластинку - ну что сказать о ней, никуда не годилась, разве что на выброс!!!

Кнопка:

Jazz-jazz.ru - музыка джаз исполнители



Имя
Пароль
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

 


(25.02.2017)
Николай: Да, с такими доходами народу к...

(25.02.2017)
leonid5169: Николай, нельзя, потому...

(25.02.2017)
Николай: А нельзя ли новые релизы разме...

(25.02.2017)
Jazzman: Ссылка обновлена

(25.02.2017)
Jazzman: Ссылка обновлена

(25.02.2017)
Jazzman: Ссылка обновлена

(21.02.17 13:15)
Тема: Тяжёлая утрата :(
Сообщение от michel.sosnin >

(21.02.17 02:34)
Тема: День Рождения
Сообщение от russel >

(14.02.17 23:47)
Тема: Я тоже ищу
Сообщение от Jazzman >

(08.02.17 23:21)
Тема: Что в наушниках?
Сообщение от Jazzman >

(04.02.17 23:42)
Тема: Видео
Сообщение от Jazzman >

(31.01.17 05:43)
Тема: Willie May
Сообщение от igoryok63 >

     
    Рекламодателям | Правообладателям
    Яндекс.Метрика
    7, 0.19