Джаз-портал


     Если ваше сердце замирает от звуков саксофона и волнующих переливов фортепиано, если вы поклонник живой музыки или вам просто хочется отдохнуть и расслабиться, то джаз-музыка именно для вас!

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0-9
А В Г Д Е И К Л М Н О Р С Ю

Исполнителей: 2652 | Альбомов: 97670 | Видео: 1071

Главная » Книги и статьи
 

Джаз и мышление


truba_jazz.jpg 13.25 Kb

Почему джаз никогда не был и никогда не будет популярным? Как так вышло, что музыка, рожденная простыми, и, часто малообразованными, или вовсе неграмотными людьми, стала музыкой интеллектуалов?

Вы не замечали, что часы, стрелка которых двигается плавно, идут быстрее традиционных механических?

Музыка есть поток звуковых образов. С точки зрения воздействия на сознание. Звуковой образ воспринимается точно также, как и любой другой. А именно - через ассоциации. Важнейшие ассоциации, связанные со звуковыми образами - человеческая речь. Вот почему люди слушают музыку. Но мы говорим про ПОТОК образов. Что происходит, когда сознание не успевает "отработать" звуковой образ? Просто - напросто возникает неприятное ощущение. Потому что неотработанный (не воспринятый) образ воспринимается как ШУМ.

jazz_abstract.jpg 25.21 Kb

Джазовые образы исключительно многообразны. Это связано с двумя важнейшими факторами. Способом звукоизвлечения и ритмической организацией. Любителю классической музыки сложно воспринять пассажи Джона Колтрейна. Мало того, что "ноты" он выстреливает сериями на такой скорости, что их невозможно отделить одну от другой. И сами ноты перенасыщены гармониками. Классические "глиссандо" и "модерато" тут помогут не больше, чем "вожжи", при объяснении принципа действия паровоза. Появляется новое качество. При таком количестве.

Для восприятия такой музыки требуется исключительно подвижное сознание. С другой стороны, для такого сознания джаз - самая комфортная музыка. Если система образов не напрягает, возникает ощущение СКУКИ. Можно сказать, что вся музыка лежит в диапазоне между скукой и шумом.

Но далеко не все любители джаза способны воспринять авангардные течения. Столпы авангарда, такие как Эрик Долфи, Альберт Айлер, Сесил Тейлор, Орнетт Колман, Дон Черри, и даже Джон Колтрейн в поздний период, оказались невостребованными НА РОДИНЕ ДЖАЗА. Европа же и Япония приняла авангардистов на ура. Уровень подвижности мышления любителей джаза Европы и Японии оказался достаточным для восприятия столь продвинутой музыки.

cecil_taylor.jpg 12.03 Kb
Cecil Taylor (Сесил Тейлор)

А причем здесь скорость хода часов разных типов? Классный контрабасист может вызывать ощущение постоянного нарастания ритма. Возникает эффект, вроде известного рисунка "вверх по лестнице, ведущей вниз".

Но еще лучше парадоксальные эффекты игры с ритмом, проявляются на фортепиано. Уже даже простое ощущение постоянного нарастания ритма, есть несомненное изменение восприятия самого времени. А то, что делает, например, Сесил Тэйлор, это не просто изменение восприятия. Это прямые ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ.

Вопрос о том, что есть время, до сих пор не решен. То ли это - объективное свойства мира, то ли оно полностью связано с процессом восприятия мира, а в самом мире его не существует. Мы не будем здесь копать глубже.

Так что же делает Сесил Тэйлор? А он попросту меняет свойства мира. Не больше и не меньше. И делает это он через изменение состояния сознания. Но и это еще не все. При этом, несомненно, меняются и свойства самого сознания. Приятное с полезным. Но это уже совсем отдельная тема.

jazz_band_pic.jpg 28.79 Kb

Джаз должен был появиться неизбежно. Тем или иным путем. Просто появилась потребность в нем. Что смутно ощущал еще Чарльз Айвз. Который мучался оттого, что не мог воспроизвести музыку, "торчащую" у него в голове.

Тот факт, что при реальном рождении джаза, игры с ритмом пришли попросту из африканских танцев, не имеет никакого значения. Джаз, это не музыка афро, и не музыка белых. Это музыка интеллектуалов.

При копировании статьи или отдельных ее частей - активная ссылка на jazz-jazz.ru обязательна.


 
 

Профиль
(26.02.09 - 08:01) - killian87:

Мне кажется, что сейчас джаз - это музыка музыкантов, играющих для других музыкантов. Если читать интервью и автобиографии джазовых музыкантов, то интеллект встречается редко, а вот интуитивность, готовность к авантюрам и неожиданность образов-часто. На мой взгляд это и привлекает в джазе интеллектуалов. Люди, опирающиеся в реальной жизни на определённые границы, слушая джаз, позволяют своему сознанию выйти за пределы обыденности. Да и популярность у интеллектуалов джаз преобрёл лишь с приходом бопа, а до этого джаз больше воспринимался ногами и совсем не интеллектуалами.

 
 
Dato J-B
Профиль
(1.03.09 - 12:06) - Dato J-B:

спасибо, интересно было прочесть...)

 
 
Iskander36
Профиль
(25.03.09 - 08:02) - Iskander36:

Тут есть над чем поразмыслить)))...

 
 
2008NVI103
Профиль
(25.03.09 - 09:25) - 2008NVI103:

Оригинально, но если это попытка научного объяснения сущности или хотя бы особенностей явления, то - это сущая абракадабра, попытка через джаз соединить время, пространство и мышление, да еще через свои собственные ощущения. Извините

 
 
zanuda
Профиль
(25.03.09 - 10:25) - zanuda:

Очень спорная статья. Любители джаза интеллектуальней любителей классической музыки biggrin Сама тема не оригинальна.

 
 
igolka
Профиль
(20.08.09 - 16:49) - igolka:

Очень понравились ваши размышления,действительно ДЖАЗ ,это музыка интеллектуалов...

 
 

Профиль
(24.08.09 - 23:11) - Lacrua:

Видимо автор не очень то понимал о чём пишет)
Во-первых, джаз был ещё как популярен, его золотой век кончился с появлением рок-н-рола который вытеснил джаз.
Во-вторых музыка не грамотных? ДА возможно протоджаз и возник среди рабов, но что такое джаз? Это результат слияния африканских ритмов и европейской классической гармонии. Вдумайтесь, вы много знаете не грамотных владеющих классической гармонией? Если автор делает такие нелепые ляпы то я бы вообще не стал воспринимать сею статью всерьёз

 
 

Профиль
(25.08.09 - 10:08) - Alamut:

"Вы не замечали, что часы, стрелка которых двигается плавно, идут быстрее традиционных механических?"
Это как?
Музыка, любая, влияет на мышление, но, сложная, создает новые нейронные связи и естественно повышает интеллект слушащего. Естественно меняются и "свойства сознания".
А джаз для тех, кто хочет измениться в сложную сторону.

 
 
Samposebe
Профиль
(25.08.09 - 12:02) - Samposebe:

igolka, Alamut, Грубо: интеллект - ум, интеллектуал - умный человек, умные слушают джаз, тогда те, кто не слушает джаз - недоумки!!?? Ну, друзья мои Вы даете!! biggrin
Хотя: "Если бы другие не были дураками, так ими были бы мы", - Уильям Блейк biggrin Извините

 
 
zanuda
Профиль
(25.08.09 - 12:17) - zanuda:

Прочитала ещё раз. Бред полный. Кажется, автор статьи пытался заумствовать предварительно укурившись (или совмещал приятное с полезным biggrin )

 
 

Профиль
(25.08.09 - 13:50) - normie:

Статью не читал, но осуждаю.
Samposebe, +500.

 
 
voronovserg
Профиль
(25.08.09 - 18:37) - voronovserg:

По-моему, автор написал статью, чтобы прослыть так называемым интеллектуалом. Все, что изложено в первом абзаце, требует четкого определения - кто есть интеллектуал, кто безграмотный и т.д. Интересно, можно ли назвать безграмотным музыканта только за то, что он не имеет документа о музыкальном образовании, но играет джаз, заставляя многих восхищаться мастерством его игры, знанием ритма, гармонии и т.д. А вообще, был ли с точки зрения автора "грамотным" Моцарт????

 
 

Профиль
(26.08.09 - 12:59) - clastic:

Со статьей полностью согласен. Жаль, что она слишком тезисна. А, может, это и не так плохо. Единственное, хотелось бы добавить некоторые соображения об авангардизме. Есть авангард и есть дешевый авангард. Если человек быстрей тебя думает, и ты его не догоняешь – все равно понятно, что там крутая мысль, она интуитивно угадывается. Есть же товарищи от искусства, которые действуют по принципу: если я буду играть так же непонятно, как крутейший N, то все будут думать, что я тоже в большом отрыве. И, главное, что эти липовые авангардисты не хитрят, они искренне верят, что круты, что каша в их голове от крутизны. И более того, - у этого вида авангарда есть широкая публика. Эта публика на уровне подсознания убеждает себя, что ей нравится авангард (собственно, они не чувствуют различий между авангардом и липовым авангардом – лишь бы были внешние признаки - непонятность), и тем самым указанная публика проникается уважением к своим интеллектуальным кондициям.

 
 

Профиль
(26.08.09 - 13:30) - normie:

clastic, мда уж ....sad Люди, подобные Вам, уважаемый, с 1917 года и, пожалуй, по сей день управляли страной под названием Россия. Они всё про всех знали, всем ведали в чём они на уровне подсознания убудили себя. Окончилось это всё, как известно, весьма печально. Советско-российский джаз тому наглядный пример. Я, например, люблю авагардный джаз. И мне просто интересно, кто Вам про меня такую хрень наплёл: "Эта публика на уровне подсознания убеждает себя, что ей нравится авангард (собственно, они не чувствуют различий между авангардом и липовым авангардом – лишь бы были внешние признаки - непонятность), и тем самым указанная публика проникается уважением к своим интеллектуальным кондициям.". Вы именно таким образом проникаетесь уважением к уровню своего интеллектуального кондиционирования?

 
 
zanuda
Профиль
(27.08.09 - 06:23) - zanuda:

clastic, а не могли бы Вы уточнить, что есть "дешёвый" авангард и вообще что такое авангард в вашем понимании. Ведь, как известно, с тех пор, как он появился, прошло уже более 40 лет. То, что шокировало в 60-е годы, сейчас воспринимается вполне естественно. Что такое "липовый" авангард? Это, видимо, когда плохие музыканты делают умные лица и убеждают себя и окружающих, что извлекаемые звуки меняют свойства мира и состояние сознания?

 
 

Профиль
(27.08.09 - 14:14) - clastic:

zanuda, Разумеется, авангард – понятие широкое. Я понимал его в своей реплике контекстуально – как музыку тех авторов, которые указаны в статье. В более широком смысле авангард для меня то, что находится впереди моего понимания ситуации, смыслов. Временно. Я пытаюсь догнать эту ситуацию и смыслы – и в этом весь кайф. Авангард не очень понятен публике по определению. Дешевый авангард этим и пользуется. С вашим определением липового авангарда согласен.

 
 
Glam
Профиль
(27.08.09 - 16:17) - Glam:

"все ховайтесь в жито!" (с) biggrin
пришла моя самая любимая в ЕСЕНГЕ каментаторша zanuda!
сейчас все получите, а точки над i уж она расставит (обожаю!)up biggrin
а серъёзно если... согласен с clastic. "липового" авангарда навалом! хлам на хламе. но вдруг (такое на моём веку уже было не раз), оттуда рождается нечто прекрасное, неведомое и сразу ложится на душу. потому и хаять авангардистов особого смысла не вижу. пусть их!
помню все дурели от трио Ганелина. просто считалось хорошим тоном: О! Ганелин! бла, бла, бла... собрал всё что тогда выходило из-под его "пера" (там Чекасин был, Тарасов). воспринималось только после (простите) сильного укура. но это же не показатель, верно? позже купил альбом Чекасина и поймал сильный кайф (там он с вильнюсским оркестром, титул: "А можно ли так?") вот там этого "мудроствования" были следы, но ведь в тему были!
ещё добавлю, вы все не упомянули пресловутую smile, но, ИМХО, не менее важную проблему восприятия.

 
 

Профиль
(27.08.09 - 16:39) - clastic:

normie, Нет, уважаемый normie, я не знаю «про всех всё». Я не знаю, любите Вы авангард или всё, что под вывеской «авангард». Поэтому конкретно про Вас ничего наплесть не мог. А фразы типа «куда вы Расею-матушку и советско-российский джаз завели, гады» - это: 1) оффтоп; 2) маркер определенного, не очень джазового менталитета.

 
 

Профиль
(28.08.09 - 04:36) - PROSTOWAS9:

otlichnaua ctatia 0 !

 
 
zanuda
Профиль
(28.08.09 - 11:46) - zanuda:

Glam, дорогойwink , спасибо за добрую улыбку. Все точки расставлять не буду - очень уж занудливо будет, скажу только, что практически к каждому тезису имею если не возражения, то, как минимум, вопросы.
Что касается музыки, мой короткий опыт подсказывает, что авангард зачастую не так страшен и заумен, как его малюют и расшифровать "послание" часто не составляет труда. Лучше не смотреть на налепленный AMG ярлык, а послушать. Иногда под этой маркой такая музычка - хоть детям на ночь ставь. Понятен, не понятен... мне любая музыка не понятна, лучше так - цепляет, не цепляет, по-моему.

 
 

Профиль
(28.08.09 - 14:57) - clastic:

To Glam: Да, проблема восприятия наперед всего стоИт. Но это как бы подразумевается. Сетевые дискуссии на 96 процентов состоят в выяснении, что ты имел в виду, когда сказал то или это. Чувствуйте контекст, уважаемые. И на небе взойдут два солнца.
Пользуясь случаем хочу еще раз сказать, что статья отличная.
To Zanuda: Моя старенькая мать говорит: "Я очень люблю классическую музыку. Жаль только, что я ее не понимаю". Сейчас я уразумел - классика мою маму цепляет. Так ей и передам, чтоб разрешился её извечный парадокс.

 
 
Сергей П.
Профиль
(30.05.10 - 10:25) - Сергей П.:

Если я слушаю джаз, значит я интеллектуал? Так получается? Это приятноsmile
Это может не скрасит меня, ну и пусть, но я как-то стесняюсь считать себя интеллектуалом, может потому что я им не являюсь?smile Пробовал проходить для себя тесты IQ. Прочитаю задание и думаю...confused smile
Попробую и я высказать своё мнение по повросу: "Степень ли интеллекта определяет силу притяжения слушателя к джазу?" Думаю, что однозначно нельзя опираться только на наличие интеллекта. Сам джаз очень многогранен и поэтому не может быть однозначного определения, каков он, слушатель джаза. Не раз я задавался вопросом: "Почему мне нравится джаз, имея один класс муз. образования, почти ничего?" И вот пришёл я к какому выводу. Композиторы, люди, которые пишут музыку - они раскрывают свой внутренний мир, свои ощущения от мира посредством музыки и делятся этим с нами, слушателями. А слушатель, наоборот, слушая музыку, которая ему по душе, которую он ищет для себя, может быть годами, так же получает дополнение к своему Я. Тогда музыка становится как-бы конгруентна, словно отпечаток, внутреннему миру слушателя и человеку хорошо. Он удовлетворён. Каждый ищет себе музыку по характеру своему, как друга, ведь у музыки тоже есть свой характер.
Имхоsmile

 
 

Профиль
(30.05.10 - 12:03) - MULTISPEKT:

Один из известных исполнителей высказался так: "литературщина " убивает музыку "". Может быть он что то конкретное имел в виду... не знаю, может быть в том смысле что не нужно о музыке писать ее нужно слушать... Конечно музыка не для того тобы ее анализировали "музыковеды"! Multispekt

 
 
Сергей П.
Профиль
(30.05.10 - 14:01) - Сергей П.:

MULTISPEKT, Я бы сказал не анализировавть, а просто не быть ценичным по отношению к какому либо творчесву вообще. Я согласен с тем, что чем больше человек узнаёт, познаёт что либо, начинает вникать в разные тонкости и т.д., к примеру джаз, это всегда усиливает восприятие, это позволяет более точно осознать прелесть и силу творчества. Это так и есть. Но всегда есть начало. С чего всё начинается. Как любовь с первого взгляда. Увидел, услышал и всё... Ты попал...smile Не до анализа. Только потом мы начинаем вдоваться в детали и тонкостиsmile А процесс уже пошёл...

 
 
kastis_s
Профиль
(30.05.10 - 14:02) - kastis_s:

А я уж и позабыл совсем эту без авторскую писанину, с претензией на грамотность и сказу, что сперва надо человеком быть, а не интеллектуалом.

 
 

Профиль
(30.05.10 - 14:43) - MULTISPEKT:

Сергей вы правы конечно! Тут естественная аналоги напрашивается: летает красивая птица чирикает - всем нравится, решили посмотреть почему красиво чирикает - поймали убили разрезали а там... интересно конечно некоторые факты узнать не более того... конечно слушать нужно то что нравится а не анализировать.Multispekt

 
 
aniger1936
Профиль
(31.05.10 - 04:29) - aniger1936:

Zanuda, цепляет - хорошо, а прошибает - еще лучше! И не важно, джаз это или классика. Искусство - это способ познания жизни. Вот и вся недолга.smile А насчет грамотности все хороши: издержки Интернетаupset

 
 
zanuda
Профиль
(31.05.10 - 06:41) - zanuda:

aniger1936 написал:
цепляет - хорошо, а прошибает - еще лучше!

К сожалению, редко прошибает. А зацепить может что угодно - оригинальна мелодия, отдельное соло, ритм, интересная композиция, голос и т.д. Вот тогда возникает желание повторить. С каждым прослушиванием, как правило, ещё что-то приоткрывается.

 
 
aniger1936
Профиль
(2.06.10 - 02:28) - aniger1936:

Как раз на днях случайно наткнулась на интервью Д.Голощекина 5-му каналу:
http://www.5-tv.ru/video/504502/
Весьма толково, без дураков и умников.

 
 
zanuda
Профиль
(2.06.10 - 07:10) - zanuda:

Спасибо, с интересом послушала.

 
 
aniger1936
Профиль
(3.06.10 - 00:09) - aniger1936:

zanuda, а Вы вовсе не зануда, а чуткий, живой и отзывчивый человекsmile

 
 

Профиль
(3.06.10 - 07:14) - wertygo:

Есть у меня знакомые снобы, которые заработали много денег и теперь ставят клейма на разных вещах, наподобие того как котик писяет по уголкам квартиры, помечая "свою" территорию. Эта вот писулька оченно сильно пахнет вот подобным кошачьим снобизмом. То, мол шо я слушаю , это не для всех. это тока для таких как я...
Я например не числю себя интеллектуалом . Ну как ни крути. не получается. подхожу , скорее под чеховское определение "телеграфист". Ну и шо? Среди всего прочего слушаю и джаз. Могется. как надо не понимаю, воспринимаю теми же категориями : прет- не прет, цепляет - не цепляет... Понимать чего то там я уже давно не пытаюсь.
Нехай лабухи и критики объясняют. Я послушаю, да поем.

 
 
zanuda
Профиль
(3.06.10 - 07:24) - zanuda:

Так что же делает Сесил Тэйлор? А он попросту меняет свойства мира. Не больше и не меньше. И делает это он через изменение состояния сознания. Но и это еще не все. При этом, несомненно, меняются и свойства самого сознания. Приятное с полезным. Но это уже совсем отдельная тема.
Если понимать буквально, то всё это имеет место быть. Допинг - отдельная тема в музыке wink

 
 

Профиль
(3.06.10 - 09:24) - Alamut:

Samposebe - насчет грубо, это не по адресу. Согласитесь, что любитель индийского кино вряд ли оценит фильмы Бергмана. Помню, как я смотрел фильм Тони Ричардсона "Том Джонс" по роману Филдинга. В конце первой серии, впереди сидящие спросили: "А когда он петь начнет?". Искусство требует размышления, а все остальное суррогат, он меня не интересует.

 
 

Профиль
(28.11.10 - 23:59) - MartianJazz:

На самом деле джаз-это определенный стиль, вкус. Я также являюсь поклонником некоторых видов электронной музыки. И могу сказать, что некоторые люди совершенно не способный воспринимать такую музыку. А к джазу это даже в большей степени относится. Эта музыка ещё более сложная для восприятия большинством людей.
Я думаю это может быть связано с ограниченностью фантазии, полёта мысли у таких людей.

 
 

Профиль
(2.01.12 - 03:40) - saksjazz:

Автор большой молодец.. Согласен с его статьей на все 100.Спосибо

 
 
babkin
Профиль
(2.03.12 - 19:01) - babkin:

ПОЧТИ правильно.но..
Последнее бы предложение и исключить:
не джаз,не предложение, а постулат какой-то.
Психологично, физиологично, но сыровато-грубовато в фразах.
и всех они смущают: наверно мало джаза в нас.

А глядя на себя(иль что оно такое), на трансформацию ума,
согласен - диафрагма открывалась постепенно.
и шум тот с возрастом ща слышен всё сильнее: система нервная тонка и это тоже факт...
Мировоззренье, нервы, ситуация, гормоны - на ум влияет всё. и тот же допинг..(непросто мне понять Колтрейна, когда в уме моём нет "H" и он Вселенную не так воспринимает)
а по сути: есть в джазе игры интеллекта (коцепции мировоззренья, лозунги, заданья) и ритм (что выражает жизнь вообще), душа, эмоции и всё присущее всем человекам от силы обезьяньей до вибраций еле уловимых из других миров.
Вот ,например, Джон говорит: "жить действительно духовной жизнью и выразить это в музыке моей" - здесь и концепции, поиски ума,и сила, и конечно слава, что в звуках выражается конкретных.
и кстати, всё это прозревает по полной самого творца,
а не пассивных нас.
и до пришествия технических приборов, что позволяют сохранять и продавать, звучала б слава лишь своё мгновенье. как у седого мастера-каллиграфа, что пишет иероглифы небесной красоты еа земле водою..

Всё перемешано у всех по разному, едино с жизнью и описаньям не подвластно.
Хотя и говорим на разных языках, становится понятно, что ВСЁ везде у всех на месте и своим путём. Порадуемся дружно! Ура, ура, ура!

 
 
GeratIsanbaev
Профиль
(30.04.12 - 09:01) - GeratIsanbaev:

Красиво выражаете свое отношение к джазу. В музыке если отбросить то, что не джаз, что останется? Так вот у каждого остается свое, даже может интеллектуальное. В ресторанах с "живой" музыкой любят говорить - у нас играет джаз. Только ведь зачастую врут. Да кому-то чтобы импровизировать нужно "заправиться", а кому-то нет. Но без импровизации любая музыка же не джаз. Импровизируйте как можете, а критики определят что интеллектуальное, а что музыкальное.

 
 

Профиль
(30.04.12 - 17:08) - Andrews:

Слона-то я и не заметил...
Конечно,"мораль" статьи,что джаз- музыка интеллектуалов спорна.Когда-то он был музыкой для ног,и какой музыкой!Потом появился боп,тоже классная музыка,но даже многие музыканты ее не приняли.Статья очень шершавая с поползновениями на научность.А музыканты,играющие джаз,вообще слышат в нем другое,чем те,кто не играет.И,однако,и те,и другие на уровне живота,а не мозгов,чувствуют драйв,если он есть,конечно.Опять же,вот для этого"единства" нужен "живой "концерт,а на записи люди могут не ощутить восторга от слушания джаза.

Кнопка:

Jazz-jazz.ru - музыка джаз исполнители



Имя
Пароль
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

 


(28.03.2024)
eugenp: Это джаз?

(28.03.2024)
Alexej-66: Спасибо!

(28.03.2024)
Alexej-66: Спасибо!

(28.03.2024)
jimmy: Благодарю!

(28.03.2024)
pula2012: Hvala!

(28.03.24 21:58)
Тема: Тяжёлая утрата :(
Сообщение от 2-50-21 >

(28.03.24 16:20)
Тема: Rock 60s-70s
Сообщение от ProHarum >

(20.03.24 20:36)
Тема: джаз и медные духовые
Сообщение от russel >

(13.03.24 11:44)
Тема: Paul Orta
Сообщение от ZuFal >

(08.03.24 21:18)
Тема: Поздравления!!!
Сообщение от russel >

(16.02.24 08:37)
Тема: Ari Borger
Сообщение от ZuFal >

 
Рекламодателям | Правообладателям
Яндекс.Метрика
7, 0.04