Почему джаз никогда не был и никогда не будет популярным? Как так вышло, что музыка, рожденная простыми, и, часто малообразованными, или вовсе неграмотными людьми, стала музыкой интеллектуалов? Вы не замечали, что часы, стрелка которых двигается плавно, идут быстрее традиционных механических?
Музыка есть поток звуковых образов. С точки зрения воздействия на сознание. Звуковой образ воспринимается точно также, как и любой другой. А именно - через ассоциации. Важнейшие ассоциации, связанные со звуковыми образами - человеческая речь. Вот почему люди слушают музыку. Но мы говорим про ПОТОК образов. Что происходит, когда сознание не успевает "отработать" звуковой образ? Просто - напросто возникает неприятное ощущение. Потому что неотработанный (не воспринятый) образ воспринимается как ШУМ.
Джазовые образы исключительно многообразны. Это связано с двумя важнейшими факторами. Способом звукоизвлечения и ритмической организацией. Любителю классической музыки сложно воспринять пассажи Джона Колтрейна. Мало того, что "ноты" он выстреливает сериями на такой скорости, что их невозможно отделить одну от другой. И сами ноты перенасыщены гармониками. Классические "глиссандо" и "модерато" тут помогут не больше, чем "вожжи", при объяснении принципа действия паровоза. Появляется новое качество. При таком количестве.
Для восприятия такой музыки требуется исключительно подвижное сознание. С другой стороны, для такого сознания джаз - самая комфортная музыка. Если система образов не напрягает, возникает ощущение СКУКИ. Можно сказать, что вся музыка лежит в диапазоне между скукой и шумом.
Но далеко не все любители джаза способны воспринять авангардные течения. Столпы авангарда, такие как Эрик Долфи, Альберт Айлер, Сесил Тейлор, Орнетт Колман, Дон Черри, и даже Джон Колтрейн в поздний период, оказались невостребованными НА РОДИНЕ ДЖАЗА. Европа же и Япония приняла авангардистов на ура. Уровень подвижности мышления любителей джаза Европы и Японии оказался достаточным для восприятия столь продвинутой музыки.
Cecil Taylor (Сесил Тейлор) А причем здесь скорость хода часов разных типов? Классный контрабасист может вызывать ощущение постоянного нарастания ритма. Возникает эффект, вроде известного рисунка "вверх по лестнице, ведущей вниз".
Но еще лучше парадоксальные эффекты игры с ритмом, проявляются на фортепиано. Уже даже простое ощущение постоянного нарастания ритма, есть несомненное изменение восприятия самого времени. А то, что делает, например, Сесил Тэйлор, это не просто изменение восприятия. Это прямые ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ.
Вопрос о том, что есть время, до сих пор не решен. То ли это - объективное свойства мира, то ли оно полностью связано с процессом восприятия мира, а в самом мире его не существует. Мы не будем здесь копать глубже.
Так что же делает Сесил Тэйлор? А он попросту меняет свойства мира. Не больше и не меньше. И делает это он через изменение состояния сознания. Но и это еще не все. При этом, несомненно, меняются и свойства самого сознания. Приятное с полезным. Но это уже совсем отдельная тема.
Джаз должен был появиться неизбежно. Тем или иным путем. Просто появилась потребность в нем. Что смутно ощущал еще Чарльз Айвз. Который мучался оттого, что не мог воспроизвести музыку, "торчащую" у него в голове.
Тот факт, что при реальном рождении джаза, игры с ритмом пришли попросту из африканских танцев, не имеет никакого значения. Джаз, это не музыка афро, и не музыка белых. Это музыка интеллектуалов.
При копировании статьи или отдельных ее частей - активная ссылка на jazz-jazz.ru обязательна.
|
|