Сознание большей части людей при упоминании о джазовой музыке рождает только смутный образ музыканта-афроамериканца с блестящим саксофоном или чернокожей певицы, которая развлекает посетителей какой-либо забегаловки. Но тут все не так-то и просто. Как известно из многотомных энциклопедий, джазовая музыка – это своеобразный деликатесный коктейль из компонентов европейской, американской и африканской традиций музыки. За одну сотню лет своего существования джазовое музыкальное направление обзавелось своей историей, эстетикой, теорией, ритмами и гармониями, своими легендами и профессионалами, международными школами и учителями. Недостаточно эстетически воспитанные и культурные обыватели не смогут полностью прочувствоваться и проникнуться джазовой музыкой, как бы они ни старались и какие бы усилия не прикладывали. В неком образном смысле это музыкальное направление можно обозначить элитарным. Ведь сам джаз воспринимать, несомненно, труднее, чем ту же поп-музыку, которая, даже при усиленном и сознательном отгораживании от ее влияния, человеческие мозги все-таки зомбирует. Любой человек, чье сердце жаждет настоящей эстетики, может отыскать среди множества разноцветных и разновкусных джаз-направлений приятное и подходящее именно ему.
Тут существует и «тяжелый хард-джаз, и «холодный» кул-джаз, а также джаз-рок, фанки-джаз, босса-нова, постмодернизм, фри-джаз и другие музыкальные направления, которые имеют еще более запутанные и сложные названия. Главный элемент такой музыки – это самая настоящая импровизация. Музыкант играет на своем инструменте согласно конкретно заданной теме, которую каждый излагает индивидуально, по-своему. То есть, можно с уверенностью считать, что одна и та же постановка никогда не будет одинаково звучать, даже у одной и той же группы, в одной и той же музыкальной студии. Это весьма приятная и интересная непостоянность.
Второе, что может определять джазовую музыку – абсолютно индивидуальный ритм. В-третьих, джазовая музыка попросту невозможна без уникальной школы использования музыкальных инструментов с нужным звукоизвлечением. Джаз не требует от слушателя переживаний и его постоянного нахождения в своей атмосфере.
Число поклонников джаза остается на классическом для большинства государств невысоком уровне. В нашей стране высокопрофессиональных джаз-музыкантов не более сотни.
|
|