Джаз-портал


     Если ваше сердце замирает от звуков саксофона и волнующих переливов фортепиано, если вы поклонник живой музыки или вам просто хочется отдохнуть и расслабиться, то джаз-музыка именно для вас!

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0-9
А В Г Д Е И К Л М Н О Р С Ю

Исполнителей: 2568 | Альбомов: 21077 | Видео: 246

Главная » Разное »  

О цикле Темные аллеи Ивана Бунина

395 300x295 О цикле Темные аллеи Ивана Бунина

Творчество Бунина вызвало восхищение наших читателей, несмотря на холодок в официальных кругах. Но произошло это только после первого советского издания его сочинений в 1956 году. Всемирно известный художник был «открыт» соотечественниками по истечении трех лет после его кончины. Печально. Тем не менее освоение дотоле забытого наследия началось на редкость активно. Массовый спрос на книги Бунина ныне просто невозможно удовлетворить.

Слово писателя жадно было воспринято прозаиками 60—80-х годах. Многие почитали Бунина своим Учителем в искусстве, поставив его имя вслед за великим — Лев Толстой. И не случайно. Наиболее, пожалуй, емко и кратко определил секрет влечения к Бунину Бондарев, увидевший в его произведениях соединение «дыхания земли» с «напряженным дыханием мысли», углубление в «душевную тайну» личности. Точно сказано. Бунин поистине разгадал сокровенные движения человеческой души в ее тесных связях с самой матерью-природой. Немудрено, что сейчас интерес к нему в литературе все возрастает.

Еще в начале 60-х годов настойчиво заговорили о «деревенщиках». Так неудачно, неблагозвучно назвали тех, кто раскрывал одухотворяющее воздействие на человека нравственных устоев сельского труда, слияния с природой родного края. Иначе говоря тех, кому было свойственно пристальное внимание к вечным ценностям земного бытия. Опыт Бунина приобретал здесь особый вес. На это указывали сами авторы. А в критике стали появляться параллели: Иван Бунин — Казаков, Семенов. Позже круг «наследников» расширился: Белов, Астафьев, Распутин, Носов, Потанин, многие другие. При всей обоснованности подобных сопоставлений, в них иногда допускали прямолинейность.

Распутин справедливо писал, что родство прозаиков 60-70-х годов с создателем «Деревни» проявилось «не потому, что истоком «деревенщиков» был Бунин, а потому, что истоком всех их вместе, в том числе и Бунина, была деревня с ее сильным природным и традиционным влиянием». Существенная поправка. Если учесть ее, то сразу станут ясными и жизненная значимость бунинских сочинений, и творческий контакт между старшим и младшими соотечественниками. Пришла пора — голос, впервые покоривший слушателей в начале века, с новой силой зазвучал через полстолетия.

Из своих странствий конца 50-х годов по русскому Северу вынес Казаков желание рассказать о старухе почтальонше, о том, что «она живет и делает все то, что должен делать человек на земле. В раздумьях Казакова отлились живые впечатления от конкретного времени. Но как они напоминают воплощенное Буниным в «Веселом дворе»! Нетрудно заметить и перекличку между бунинским рассказом «Худая трава» и рассказом «Весна» Семенова.

Да и только ли эти сравнения напрашиваются? Вот другой рассказ Казакова — «Трали-вали», передавший разочарование молодого мужика Егора: «Идет мимо жизнь!.. И смутно, и знобко ему, какие-то дали зовут его, города, шум, свет. Тоска по работе, по настоящему труду — до смертной усталости, до счастья!» И сразу приходят на память многие бунинские крестьяне, а среди них Кузьма Красков, одержимый сходными мыслями и мечтой о далеких городах. Устойчивой, к несчастью, оказалась печальная судьба затерянных деревенек, предельно обделенных их обитателей. И сохранилась на долгие годы эта тема, хотя обрела самое различное и самостоятельное выражение в прозе конца 50—80-х годов.

Бунин всегда поражает остротой своего зрения. От него не укрылась ни одна мрачная деталь. Но в темной атмосфере по контрасту еще зримее проступает свет человеческой души. До последней капли отдают себя детям, людям, родной земле— жизни _ многие герои Бунина: Митрофан («Сосны»), Анисья («Веселый двор»), Аверкий («Худая трава»), Захар Воробьев из одноименного рассказа. Поэзией и горячим авторским участие овеяны их образы.

В творчестве наших современников — иная эпоха и другие конфликты, рожденные беззаконием коллективизации, разоренным колхозным хозяйством, невосполнимыми утратами грозных военных лет, опустевшими селами последних десятилетий. И те, кто переносит все эти трагические испытания, проходят свой путь, чуждый персонажам бунинских рассказов. Но всепобеждающая нравственная целесообразность повседневного самоотвержения, безусловно, сближает их.

Иван Африканович из повести Белова «Привычное дело», как и Аверкий, до конца дней своих сохраняет волнующую его и нас любовь к жене, детям, односельчанам — «белому свету». Старуха Анна («Последний срок» Распутина) в предсмертные часы приходит к прозрению, некогда посетившему и бунинскую Анисью: «Справлять свою жизнь для нее было то радостью, то мученьем — мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились и что из них для нее было полезней, она принимала их в себя для себя же, для своего продолжения, для того, чтобы озарить их потайным огнем». «Потайной огонь» сердца согревает не только нелегкие годы Анны, ее семьи — человеческое бытие в целом, даруя свет последующим поколениям, нам, читателям, в первую очередь. Не менее значительны в этом отношении другие талантливые вещи тех же авторов, скажем, «Прощание с Матёрой» Распутина или «Плотницкие рассказы» Белова.

Сохранение и умножение духовных ценностей скромными тружениками — эти наблюдения Бунина особенно дороги большой группе современных писателей. Вполне объяснима их склонность к родственным формам и приемам повествования.

Вовсе не модой и не слепым следованием за художником начала века объясняется притяжение советской прозы к внутреннему миру стариков и старух. Нередко, как и у Бунина, они «отсчитывают» «последний срок» перед смертью. Но такая психологическая ситуация необходима: она пробуждает взыскательную память. Человек подводит жизненные итоги и предельно сближает общие и свои, частные, переживания. Интимное чувство к мужу, жене, детям как бы выверяет отношение ко всему сущему. А радостные личные воспоминания сливаются с благодарностью самой кормилице-земле. Пытливому взору открывает она свои тайны: «снег и солнце, глубокое, безнадежно далекое небо, все запахи и звуки предвечной весны» завораживающее «солнце, но не тот огненный шар, который сиял в небе, а то, что попадало от него на землю и согревало ее». К ярким краскам, чарующим просторам влечет человека, обозревающего свою жизнь и благословляющего ее неиссякаемые истоки. Этот мотив, органичный для повествований Бунина, обрел многоголосие и в литературе последних лет. Материал небольших произведений удивительно обогатился: от скромного быта до величественных явлений природы. Авторская интонация получила редкую подвижность в широких пределах между разговорной и медитативной.

Бунинский мир близок отнюдь не «только сторонникам «деревенской» темы. Вспомним печальное признание Кузьмы Красова: «Думать не обучен!» По-новому учатся думать и герои современных произведений. Причем такая необходимость осознается на всех «полюсах» реальной действительности.

Советские писатели последних лет отказались от уверенного восхождения к абсолютной истине. «Насквозь полемический дух» рассказов Бунина как-бы ожил по требованию нашей эпохи. В том, думается, есть немалые достижения ее художественных летописцев. Да и читатель оказывается в плодотворной позиции — «соразмышления» с автором.

Вопросы, вопросы, вопросы... Их смело задают, стремясь к неординарному разрешению, выразители различного социального и духовного опыта. В маленьком, запущенном городишке работник милиции Сошнин после бесчисленных испытаний хочет понять, как нужно «мыслить и страдать», чтобы «усовершенствоваться» и прийти к «созидающему разуму». Кинорежиссер Крымов в романе Бондарева «Игра» напряженно и трагично для себя постигает «тайну жизни и смерти, которая объясняет наши поступки», но не находит готового «ответа, взятого у святой или порочной истины, что определила бы границы между да и нет». Несчастной судьбы пастух Бостон из «Плахи» Ч. Айтматова жаждет и не умеет остановить всеобщее разобщение, он сам неожиданно «преступает некую черту и отделяет себя от остальных» — навсегда. А Иван Петрович мучается трудно объяснимым: «... почему же тогда он, живущий по несворачиваемой правде, вступил в войну не только с другими, кто ее не хочет или принимает лишь наполовину, но с самим собой?»

Можно привести выдержки из иных произведений. Всюду незаурядной личности сопутствуют болезненные разочарования, в себе самой — прежде всего, и страстное желание определить некие новые, пока ускользающие философско-нравственные ценности. В таком внутреннем состоянии, как и в его разомкнутости, открытости будущим свершениям, заключена большая и трезвая правда, которой, как известно, вдохновенно служил Иван Алексеевич Бунин.

Определенное созвучие с ним наблюдается поэтому и в худо-жественном воплощении авторского замысла. Астафьев, отстаивая в конце 60-х годов приоритет рассказа над пухлыми томами, не случайно привел в пример коротенький Чистый понедельник Бунина. Завидная «плотность» текста в этом и вообще всех произведениях большого мастера проистекает, разумеется, от его особенного дара. Нельзя оставить без внимания один существенный момент. Само по себе побуждение стянуть в один «узел» противоречия мысли, чувства способствовало краткости изложения, предельному упрощению событийного движения, разработке внесюжетных средств выразительности. Освоением как раз такой поэтики озабочены наши писатели.

Бондарев считает, что настала пора небольших романов, где главенствовала бы «энергия анализа, синтеза, ассоциаций». И в своей работе руководствуется именно таким принципом. Вообще ныне царствуют малые повествовательные жанры. Астафьев неоднократно утверждал важность не событий, поступков, а их «философского наполнения». Причем, снова ссылаясь на Бунина, он предостерегал от «сбоев прозы»: прежде чем оформится такой замысел, «вещь должна зазвучать, слиться в единую мелодию, навеянную внутренней потребностью и самой жизнью» .

У Бунина, действительно, не было «слова без звука». Потому столь магически оно воздействовало. Думается, однако, что в лучших образцах современной литературы складывается свой, неповторимый ритм, подчиняющий читательские эмоции.

Нет, ошибался выдающийся художник, подозревая равнодушие к себе-соотечественников. Не только завороженные его искусством читатели, но и благодарные последователи-писатели никогда не исчезнут на его Родине. И число их постоянно будет расти...


Игра в бисер. Темные аллеи


  • Mellow Jazz / Mellow Smooth Jazz

    Mellow Smooth Jazz является разновидностью традиционного джаза, который обязан своим появлением Куинси Джонсану, впервые выделившего его в отдельный стиль в 60–70-е годы прошлого столетия. С первых же дней своего ...


  • New jazz

    В 70-х годах прошлого века в мире сложилась тенденция к "новому" джазу, представлявшего собой иную эстетическую музыку. По мнению музыкального эксперта Владимира Корнеева, всплеск к интересу New jazz подготавливался еще ...


  • Ялта - жемчужина крымских курортов

    Отдых у моря – мечта каждого отпускника. Причем, подавляющая часть мечтающих воплощают это в жизнь и на время золотых денечков отправляются туда, где плещутся у берега теплые волны, где яркое солнце никогда или почти ...


  • Анатолий Кролл отмечает свой 70-летний юбилей в Международный День джаза

    В мире джаза апрель является особенным, так как объявлен месяцем джаза. Для любителей этого направления это довольно серьезная дата. Начиная с 2011 года, проводится этот праздник и преследует одну, довольно серьезную ...


  • Fred Hammond

    Фред Хаммонд до своей сольной карьеры был участником некогда легендарной группы "Commissioned". И даже несмотря на популярность коллектива, музыкант с начала девяностых годов прошлого столетия начинает сольную карьеру. ...



Кнопка:

Jazz-jazz.ru - музыка джаз исполнители

      (06.03.13 18:41)
      Тема:
      Сообщение от

      (06.03.13 11:13)
      Тема:
      Сообщение от

      (06.03.13 10:21)
      Тема:
      Сообщение от

      (04.03.13 20:57)
      Тема:
      Сообщение от

      (04.03.13 14:00)
      Тема:
      Сообщение от

      (04.03.13 08:19)
      Тема:
      Сообщение от

Рекламодателям | Правообладателям | Ссылки
Яндекс.Метрика