Джаз-портал


     Если ваше сердце замирает от звуков саксофона и волнующих переливов фортепиано, если вы поклонник живой музыки или вам просто хочется отдохнуть и расслабиться, то джаз-музыка именно для вас!

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0-9
А В Г Д Е И К Л М Н О Р С Ю

Исполнителей: 2568 | Альбомов: 21077 | Видео: 246

Главная » Разное »  

Ларчеми (сойнари) – исчезнувшая легендарная грузинская флейта

soinari web 175x300 Ларчеми (сойнари) – исчезнувшая легендарная грузинская флейтаНекоторые грузинские традиционные инструменты остаются популярными и сегодня. Другие, к сожалению, исчезли из повседневной жизни и сценического фольклора. Но, при этом, техника изготовления и игры на этих музыкальных инструментах, все ещё сохранены в недавних записях и исследованиях. Сегодня речь пойдёт о разновидности пан-флейты (ларчеми или сойнари), считающейся одним из древнейших музыкальных инструментов в грузинских традициях, которую тоже постигла печальная участь.

Грузинская «пастушья флейта» или, как её некоторые именуют, «полифоническая свирель» - один из древних народных музыкальных инструментов. Она выделяется среди пан-флейт мира своей оригинальной конструкцией, полифоническим звучанием и способом исполнения. Несмотря на то, что инструмент достаточно давно исчез из повседневной жизни, доступные партитуры и аудиоисточники позволяют специалистам исследовать неизвестные особенности инструмента, такие как проблемы настройки и техники исполнения музыки. Некоторые люди в Самегрело хотят возродить этот уникальный и самобытный музыкальный инструмент. В настоящее время в регионах, а также в столице Грузии предпринимаются некоторые попытки восстановить традиции исполнения музыки на нём, хотя конструкция и репертуар существенно отличаются от традиционных форм.

Грузинская свирель была широко распространена на всей территории исторической Колхиды, особенно в Самегрело, где она была известна как ларчеми (в районе Джвари и Хоби) и Гурии, где она была известна как соинари/солинари (в регионе Чохатаури). Есть свидетельства того, что в Имерети и Лазети тоже существовала свирель, известная как оствинони. Кроме того, инструмент, возможно, распространился в Абхазии и Квемо-Имерети. Два других названия этого духового инструмента были зафиксированы только в литературе: сасцрапо и саствинвели.

Поскольку инструмент исчез из употребления в деревнях, то исследователям приходится довольствоваться сообщениями о его роли в традиционной повседневной жизни, технологии изготовления, характере ансамблевой игры и других особенностях. Существует множество легенд о происхождении флейты. Самой популярной является легенда о греческом боге Пане. Интересен ещё один греческий миф, рассказывающий нам о царе грузинских племён Мите: «В 7 веке до нашей эры в царстве Мушки (Месхи) проводились грандиозные музыкальные зрелищные состязания. В сказаниях царь Мита сам считался создателем и распространителем флейты, а также сторонником и судьёй тех, кто на ней играет».

Хеттский барельеф, изображающий мужчину в чохе (традиционном грузинском костюме) с пшеницей и свирелью, позволил исследователям подтвердить, что в древние времена у племён, родственных сегодняшним грузинам, была свирель. Но, поскольку, во-первых, языческий бог лесов Очопинтре не является восточным мифологическим персонажем, хотя свидетельства о поклонении ему и обнаружены близ Мцхеты, и, во-вторых, основными изображениями на красочной мозаике храма-дворца являются Дионис, Ариадна и женщина с инструментом, похожим на греческую лиру, то возможно, это греческий Пан, а не грузинский Очопинтре. Предполагается, что этот инструмент больше похож на греческий авлос, чем на флейту. Обнаружение инструмента, похожего на греческий, в Сванетии вполне ожидаемо, поскольку имеются свидетельства существования греческих колоний за несколько столетий до этого периода. Греки имели большое влияние в этом регионе.

Итак, четыре из пяти названий грузинской свирели (ларчеми, сойнари, оствинони, саствинели, сасцрапо) сформировались в Грузии. Многие литературные источники упоминают его чаще как сойнари/солинари. Князь Сулхан-Саба Орбелиани (17 век) определяет значение этого слова, в своём словаре грузинского языка, также для описания процесса игры на флейтах несколькими музыкантами. Важно, что эта тенденция также проявляется в научной литературе. Например, Д. Аракишвили термин «сойнари» использовал для определения гурийских и мегрельских свирелей. Соинари - греческое слово (, / солин, солинарири) и в переводе означала «водная трубка». Этот термин не был переведён напрямую, а заменён его грузинским аналогом – знакомым грузинам по местному названию.

Термин «ларчеми» в переводе с мегрельского означает «арундо» (гигантское тростниковое растение). Действительно, в горных районах произрастают виды этого растения, используемые в качестве материала для изготовления инструмента.

Традиционным конструкционным материалом для изготовления пастушьей флейты было использование арундо или растения, называемого местными жителями «ларчемо». Лиственное растение, похожее на арундо, но заметно отличающееся от него. Оно растёт в виде длинного тонкого стебля диаметром 10-12 миллиметров. Внутри стержня есть секции, разделённые перегородками, которые используются для изготовления трубок инструмента. По словам мегрельских и гурийских мастеров, ларчеми, изготовленный из арундо, не производит хорошего нужного звука, и играть на нем не слишком приятно, а поэтому использовать надо только ларчемо.

Помимо арундо, гурийцы использовали похожее растение под названием «куст сойнари». Подходящим временем для резки материала и изготовления инструмента был конец июля, август и сентябрь. В это время материал остаётся ещё сырым и не трескается даже после длительного использования. А кроме того, его звучание в таком состоянии, лучше. Ларчеми или соинари готовят из одного стебля. Мастер начинает отрезать нужные фрагменты снизу. Расположение труб имеет значение. Две басовые трубки являются самыми длинными и расположены посередине, в то время как более короткие расположены по бокам. Прежде всего, мастер режет две басовые трубы, затем он режет трубы одну за другой и настраивает секции на соответствующие интервалы в треть тональности. Не существует заранее установленных стандартов — мастер проверяет звучание получившейся флейты на слух.

Расположенные в ряд трубки перевязываются корой молодого вишнёвого дерева. Иногда, для обвязки трубок, использовалась конопля или кора других деревьев. Ларчеми и сойнари традиционно носили подвешенными на шее с помощью ленточной петли.

Исследователи отмечают разницу в размерах между гурийской и мегрельской флейтами – мегрельский духовой инструмент больше по размеру. Однако, в Гурии существовало два вида сойнари разных размеров – один маленький, а другой ещё меньше, так называемый карманный. Кроме того, анализ звуковых частот из аудиозаписей, доказывает, что существовал гурийский сойнари размером с мегрельский ларчеми. Согласно имеющимся сегодня образцам и документации, грузинские (гурийские и мегрельские) свирели обычно изготавливались из шести закрытых труб. Трубки такой конструкции возможно, единственная разновидность «флейты бога Пана» (аналоги китайских панпайпов), распространённых по всему миру. В Самегрело (в Хоби) сохранилась пятитрубная флейта. В отличие от шеститрубных инструментов, у этой были трубы, расположенные рядом друг с другом в порядке длины. Интересно, что иногда, исполняя мегрельский репертуар на шеститрубном ларчеми, исполнители использовали только пять из шести труб. Басовые трубы, которые являются самыми длинными, иногда располагались посередине, а иногда вторыми и четвертыми в ряду, рядом со средними трубками.

У специалистов очень мало информации об особенностях традиционного исполнения на ларчеми и сойнари. К сожалению, из-за отсутствия видео, нет возможности точно воспроизвести некоторые аспекты исполнения, хотя изучение настроек, аудио- и партитурных сэмплов позволяет определить некоторые особенности.

Как показывает музыкальный анализ, исполнители на записях 1930-х годов интенсивно осваивали все шесть труб, в то время как на записях 1950-х годов они использовали 5 труб из 6. В обоих наборах записей сторона инструмента с короткими трубами более активно используется исполнителями. Воспроизведение интервалов и аккордов может быть достигнуто как одновременным, так и раздельным дутьём в разные трубки. Каждая труба производит одну высоту звука - а высота звука не меняется при поднятии и опускании конца трубы или при изменении длины звука. Существует очень замечательный способ игры на свирели: исполнители плотно прижимаются губами к промежуткам между рубами, дуя в две трубы одновременно, так что воспроизводится интервал в треть. Получение одинаково полных и точных звуков из обеих труб зависит от техники дыхания исполнителя.

Дизайн и конструкция инструмента были связаны с традицией полифонического исполнения и традиционного грузинского полифонического пения. Действительно, греческая флейта и манера исполнения на ней довольно неудобна для создания полифонии, и, возможно, получение такого звука при менее сложной технике игры стало предпосылкой для создания грузинами инструмента оригинальной конструкции. Стоит отметить, что эквадорский рондадор, единственная из найденных флейт в мире, на которой воспроизводится двухголосный полифоническое звучание, также имеет необычную конструкцию. В разных культурах полифония достигается при

В Грузии ларчеми считается инструментом пастухов. Существует документация о трёх способах игры на такой флейте, связанных с выпасом скота: первый - когда идёшь на пастбище, второй - когда скот пасётся, и третий - когда возвращаешься домой. Кроме того, сельские жители играли на ларчеми во время свадеб, застолий в стиле обильной грузинской кухни и во время шествий после ночных ритуалов религиозных праздников. Ларчеми также использовался для исцеления больных с помощью ритуала «поимки души», в котором участвовали четыре мегрельских ведуна. В этом случае голос ларчеми (который звучит как чей-то свист) считался олицетворением души умершего, и инструмент использовался для вызова или поимки души. А вот гурийский сойнари был связан с сельским хозяйством и путешествиями, особенно ночными. Как отмечают исследователи, это может быть связано с древнегреческой привычкой воздерживаться от игры на нём в дневное время, чтобы не разбудить бога Пана.


  • Как играть по сети в Cuphead Steam

    Если вы уже освоили все уголки виртуальной битвы сразу за двоих, устремившись в неизведанные просторы истории их противостояния, то наверняка идея присоединиться к состязанию с противниками из разных уголков мира ...


  • Какие выбрать трубы для воды и канализации

    Затевая ремонт или строительство дома, всегда встает вопрос, какие материалы использовать. Выбор труб для монтажа коммуникаций дело вкуса, однако, зная качества каждого вида легче этот выбор сделать. Собственно выбирать ...


  • Оголовок дымовой трубы

    При строительстве собственного дома мы обращаем внимание на абсолютно все детали и изделия, даже те, которые, на первый взгляд, казались очень малозначимыми. Ведь каждый хочет, чтобы его дом был самым лучшим, ...


  • Технология сварки полиэтиленовых труб на stockpolymer.ru

    «Сток Полимер» является современным российским производителем труб из полиэтилена, которые применяют для наружных инженерных сетей. Данный производитель выпускает полиэтиленовые трубы высокого качества для применения в ...


  • Блочно-модульные котельные

    В нашем холодном климате проблематично выжить без ЦОС или собственного котельного оборудования. В качестве теплоносителя используется вода, а для сборки отопительного контура в последние годы принято использовать ...



Кнопка:

Jazz-jazz.ru - музыка джаз исполнители

      (06.03.13 18:41)
      Тема:
      Сообщение от

      (06.03.13 11:13)
      Тема:
      Сообщение от

      (06.03.13 10:21)
      Тема:
      Сообщение от

      (04.03.13 20:57)
      Тема:
      Сообщение от

      (04.03.13 14:00)
      Тема:
      Сообщение от

      (04.03.13 08:19)
      Тема:
      Сообщение от

Рекламодателям | Правообладателям | Ссылки
Яндекс.Метрика