В городе передвигались в основном пешком и на лодках. Самой длинной магистралью был Большой канал, служивший в городе постоянным ориентиром, но венецианцы редко пользовались им, предпочитая короткие и малопосещаемыми маршруты, по которым можно было скорее добраться до любой точки города. Над Большим каналом был всего один мост в наиболее узком и возвышенном месте (rivo alto), давшем название мосту — Риальто.
Для передвижения по каналу венецианцы прибегали к услугам гондольеров, ожидавших клиентов на своих барках — гондолах или sandalo — в специально оборудованных местах или станциях (stazi), представлявших собой пристани со ступеньками. Некоторые гондолы были очень комфортабельными, оснащены встроенной мебелью с мягчайшими сиденьями. Передвижение (traghetto) гондолы осуществлялось с помощью двух гребцов, один из которых стоял на корме с левого борта, другой — посередине. По каналу их курсировало до тридцати. Каждой stazi выдавалось определенное число лицензий, оплата перевозок строго фиксировалась, время работы, в том числе и ночной, определялось расписанием. Служба водных перевозок являлась одной из самых важных в городе. На гондоле можно было достичь любой точки города, выбрав наиболее короткий путь. Цена обычно обсуждалась с гондольером и устанавливалась в зависимости от длительности поездки. Торопливые туристы нашего времени испытывают некоторые трудности в постижении такого дублированного движения, топография города кажется им запутанной, несмотря на то, что теперь она существенно изменилась, в частности многие каналы были засыпаны и превращены в улицы (rii interrati и rio terra).
В XVIII в., и особенно в XIX в., во время австрийской оккупации и при сооружении железной дороги появились толпы пешеходов, и сорок шесть каналов были преобразованы в переулки.
Из соображений лучшего управления город был разделен на шесть секторов, названных sestiere, по три сектора на каждом берегу Большого канала. Их размеры менялись по мере роста города. Тот, кто находился в Сан-Марко, то есть на «этом» берегу (de citra) Большого канала, был на территории сестьере Сан-Марко, к которому на востоке примыкало Сестьере Кастелло, а на западе — сестьере Канареджо. На другом берегу (de ultra) — с востока на запад располагались Дорсодуро, Сан-Поло и Санта Кроче. Процесс урбанизации шел от центра и от восточной части к западной, что заметно и по сей день. Самым малым сестьере был Сан-Поло (около 22 гектаров), самым большим — соседний с ним сестьере — Дорсодуро, занимавший площадь в 121 га и располагавшийся вдоль широкого канала Джудекка. Вдоль каналов тянутся вереницы чудесных балкончиков. Где по вечерам пожилые итальянцы выставляют красивую изготовленную на заказ мебель и усаживаются пить кофе и выкурить сигарету. Напротив Большого канала, служившего границей в административном делении, располагался длинный узкий остров, называвшийся Спиналонга, который с южной стороны примыкал к сестьере Дорсодуро. Кастелло и Канареджо занимали совместно площадь в 190 га, Сан-Марко, как и Санта Кроче, около 45. Площадь города достигала больших размеров на «этом» берегу, особенно если к ней отнести сестьере Кастелло, площадь в 27 га, занимаемую Арсеналом, строительство которого было еще не завершено в 1500 г. В конце Средних веков город казался недостроенным, он имел возможность расти за счет новых осушенных территорий, что и происходило непрерывно с начала с IX в. Граница между землей и водой оставалась размытой. Укрепление берегов, примыкавших к лагуне, началось со строительства каменных изгородей и посадки камышей и гибких ив, засыпания земли и песка, чтобы соорудить преграду (arzere) волнам и сформировать пологий скат в форме пляжа, наклоненного к лагуне.
На следующем этапе перешли к возведению каменных плотин, сооружаемых из камней Истрии или Эвганейских каменоломен и укрепленных каменными плитами либо кирпичами. В конце Средних веков был оформлен берег Склавонов, примыкавший к бассейну Святого Марка, но строительство фондамента над каналом Джудекка прервалось. На смену пришли глинобитные настилы, спускавшиеся к воде. Такие фондамента получили затем наименование zattere, означавшее цепь плотов из сплавного леса, перегонявшихся от Альп по реке Пьяве и продававшихся на берегу в качестве строительного материала различного назначения. Тут был большой рынок где так же затоваривались изготовители мебели на заказ.
Похожие записи:
-
Лучшие сериалы канала CBS
CBS Broadcasting Incorporated, телекомпания, более известная по сокращенному названию CBS – одна из так называемой «большой тройки» крупных американских сетей телевещания, к которым также относятся ABC и NBC. ...
-
Великолепная Калифорния
На западном побережье США, на берегу самого крупного океана в мире расположился . На севере соседом штата является Орегон, поехав на восток можно попасть в Неваду, а если двинуться на юг можно попасть в Мексику (штат ...
-
Причины для посещения Самары
Самара является одним из наиболее крупных городов на территории Среднего Поволжья, и была основана в 1586 году. Месторасположение города - по левому речном берегу Волги, где рядом имеется знаменитейшая возвышенность ...
-
Добро пожаловать в Верону
Верона знаменита своей довольно длинной и жестокой историей. Город насчитывает около 250 тысяч жителей, которые горды тем, что 200 лет назад их предки смогли освободить свой любимый город от французов, которые ...
-
Новостройки Краснодара. Выгодные предложения
Спрос на недвижимость в Краснодаре растет. При этом динамика стоимости на квартиры новостройки периодически колеблется. Внимательно наблюдая за ситуацией на рынке недвижимости, а еще лучше – обратившись для этого ...